18 мая 2001 года ЮНЕСКО объявила грузинскую народную песню Шедевром Нематериального наследия духовной культуры человечества. Грузинская народная музыка - это самобытное явление. Ученые также отмечают, что полифония в грузинской музыке зародилась гораздо раньше, чем в профессиональной музыке Западной Европы. Грузия - самая первая страна во всем христианском мире, которая начала устанавливать многоголосие в церковных песнопениях.
Зачатки грузинской народной музыки исчезают в глубине тысячелетий. Мы получаем информацию об архаичных слоях ее истории из древнейших письменных источников и материальных памятников культуры, полученных в результате археологических раскопок. Мы должны рассмотреть древнейшие магические заклинания, ритуалы и песнопения в честь божества погоды, молитвы, произносимые в честь божества земледелия, гимны в честь солнца и хороводы, целебные песнопения, посвященные магическим силам и т.д., которые до сих пор сохранились в разных частях Грузии как отголосок тех давних веков.
С музыкально-лингвистической точки зрения, Грузия - мультидиалектная страна. Ученые выделяют около пятнадцати музыкальных диалектов. Часто разница между диалектами настолько велика, что начинающий слушатель может счесть их музыкальным искусством даже разных народов. Полифония и хор - наиболее отчетливые характеристики грузинского музыкального мышления. Мы можем встретить один из самых распространенных гомофонных и гомофонно-полифонических типов полифонии на равнинах восточной Грузии (Картли и Кахетия). Жанровое разнообразие, выразительные мелодические формы и утонченная система модуляций указывают на высокий уровень развития музыкального мышления.
Память жителей Рачи и, особенно, Сванетии, частей, расположенных на южных склонах Кавказского хребта, сохранила древнейшие мифологические верования почти в их первоначальном виде. В песнях Сванетии можно легко заметить идеальную ритмическую синхронность во время движения всех трех частей, которая помогает различать вертикальную одновременную звучность и воспринимается как движение аккордовых комплексов.
Этот тип полифонии является характерной чертой почти для всех музыкальных диалектов западной Грузии, но на равнинах (регионы Имерети, Самегрело, Ачара, Гурия) в процессе своего исторического развития произошла его постепенная трансформация. В трехчастной фактуре каждая часть создала свой собственный мелодический стиль и достигла абсолютной независимости, что вызвало контрапунктическое противоречие частей. Контрастное противоречие частей помогло создать необычайную, очень изысканную одновременную звучность, большинство из которых представляют собой диссонирующие звуки. В связи с этим выделяется гурийский музыкальный диалект. Гурийская песня - исключительно значимая вещь в истории мирового полифонического мышления. Она уникальна и не имеет никакого сходства с музыкой других народов.
Древнейшее письменное упоминание о грузинских певческих произведениях датируется 714 годом до н.э. Ассирийский царь Саргон рассказывает нам о жителях княжества Мана, места, которое было заселено картвельскими племенами государства Урарту. Они исполняли "радостные песни" во время работы.
Греческий историк Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) в своем труде "Анабасис" рассказывает о битве при моссиников, древних предшественников грузин: "... После того, как они построились, один из них начал, но все остальные пели и маршировали ровным шагом". А в конце битвы они исполнили "танцы и песни необыкновенного стиля". Некоторые эксперты (Д. Джанелидзе) считают, что этот "необычный стиль" означает полифонию.
XI-XII века в Грузии называют "Золотым веком", потому что в то время произошло невероятное оживление политической и культурной жизни страны. Упоминания о музыкальной культуре того периода встречаются в хрониках истории Грузии - "Картлис Цховреба" ("Грузинские хроники"), а также в произведениях - Шота Руставели, Иоане Шавтели, Чахрухадзе, Мосе Хонели, Саргиса Тмогвели и других. Из этого факта становится ясно, что музыка в ту эпоху была одной из важнейших областей искусства. Вы могли слышать ее повсюду: при дворе певцы исполняли стихи и оды в сопровождении различных (духовых, а также струнных и ударных) инструментов. Историк царицы Тамары сообщает нам о существовании поэтов, мутрибеби (певцов, которые играли на нескольких музыкальных инструментах (обычно на лире) и застольных песнях. Охота, война, свадьба, плач и государственные праздники сопровождались музыкой. Огромное количество названий инструментов или терминов, обозначающих мужской голос, сохранившихся в литературных памятниках того периода, само по себе указывает на существование полифонического пения и инструментальной музыки высокого уровня. Например, в "Рыцаре в тигровой шкуре" Шота Руставели доказывается существование целого ряда музыкальных инструментов, среди которых: эжвани, чагана, чанги, барбити, буки, най, дапи, цинцила, эбани и др.
Даже сегодня, спустя столетия после рождения виноградной лозы, льется проникновенная грузинская полифоническая песня, как вино в Алазанской долине. Жизнь грузинского человека, в хорошие и плохие времена, всегда сопровождается песней, с которой ассоциируется древняя, многовековая грузинская культура, ее историческое прошлое, природа, жизнь, существование, обычаи и поразительная оригинальность. В этой музыке нет ничего временного или мгновенно локального. Такое стремление исходит из глубины веков и вечно устремлено в будущее.